< вернуться

Темные пятна корпоративной прозрачности

Прозрачность еще не стала частью корпоративной культуры казахстанских компаний. Особенно трудно многим организациям дается раскрытие нефинансовой информации, что создает угрозу их долгосрочной стабильности.

Василий КАЛАБИН, Адиль МАМАЖАНОВ

Доверие – это капитал, который часто недооценивается. Обеспечение доверительных отношений может способствовать росту продуктивности отношений с партнерами, выгодным условиям от поставщиков, росту лояльности клиентов, мотивации сотрудников и повышению эффективности бизнеса, а также предоставить больший доступ к капиталу. Все эти элементы работают на повышение долгосрочной устойчивости бизнеса. После кризиса 2007 года доверие стало ценным ресурсом в корпоративной среде и постоянно находится в дефиците.

Важный фактор завоевания доверия – прозрачность бизнеса. Чем больше стейкхолдеры знают о компании, тем более заслуживающей доверия она кажется. Но прозрачность бизнеса – это еще и фактор снижения рисков для заинтересованных сторон. Если ваш партнер не получает информации о каком-то из аспектов деятельности вашей компании, например, в области корпоративного управления, то он, вполне вероятно, будет рассматривать эту область как проблемную и исходить из того, что в деятельности его контрагента существуют риски, которые он готов или не готов принять. Прозрачность – это фактор снижения рисков и для самой организации. Нередко при раскрытии информации компания самостоятельно или через обратную связь обнаруживает уязвимости, которые нужно устранить для обеспечения долгосрочной стабильности.

Качественное раскрытие информации – это, с одной стороны, обязательство для казахстанских компаний, которые хотят преуспеть на зарубежных рынках капитала. С другой – важный инструмент получения «социальной лицензии» на ведение бизнеса – спрос на такую лицензию растет по всему миру и становится все более актуальным и в Казахстане.

В рамках исследования прозрачности казахстанского бизнеса Рейтинговое агентство «Эксперт РА Казахстан» при партнерстве «Курсива» изучили качество раскрытия информации крупнейших компаний публичного интереса и оценили, на каком уровне раскрываются те или иные аспекты деятельности в сравнении с международными трендами, стандартами и бенчмарками.

Одна из основных обязанностей руководства компании в рамках обеспечения прозрачности бизнеса – качественное раскрытие информации о финансо­вых и операционных результатах деятельности организации для ее акционеров и других заинтересованных сторон. Действия казахстанских регуляторов способствовали значительному расширению перечня компаний, которые больше не имеют возможности скрывать свою финансовую отчетность (хотя много осталось и тех, кто такую возможность имеет). В раскрытии нефинансовой информации, на наш взгляд, все обстоит гораздо сложнее, и у казахстанского корпоративного сектора, как и у казахстанских регуляторов, здесь гораздо меньше оснований для гордости.

Финансовая информация поз­воляет судить о прошлом организации, в то время как информация о корпоративном управлении и устойчивом развитии дает возможность оценить ее дальнейшие перспективы – и это как раз наиболее проблемные области для казахстанского бизнеса.

Кто молодец?

В рейтинг были включены 100 крупных казахстанских компаний, имеющих, на наш взгляд, значительное влияние на свои отрасли, регионы и на экономику в целом. В рейтинг вошли как компании, которые преуспевают в развитии прозрачности бизнеса, так и те, кто старается ограничиться лишь соблюдением минимальных требований законодательства и показывает крайне низкий уровень прозрачности даже по казахстанским меркам.

На первом месте по уровню прозрачности оказался KAZ Minerals PLC, причем с заметным отрывом. Результат легко объясним: компания имеет листинг в Лондоне, где требования к раскрытию информации, возможно, одни из самых высоких в мире. Это хороший бенчмарк для тех, кто тоже хочется развиваться в этом направлении. Если вы хотите обеспечить прозрачность бизнеса, то мало следовать казахстанскому законодательству – пока оно слишком лояльно.

Очевидны высокие позиции у компаний с государственным участием в капитале. Так, например, в список было включено 14 компаний из структуры ФНБ «Самрук-Казына», в ТОП-10 рейтинга вошло восемь из них. Всего в рейтинге 29 компаний с мажоритарным собственником в лице государства и 22 из них – в ТОП-30 рейтинга. Государственные холдинги ФНБ «Самрук-Казына», НУХ «Байтерек» и НУХ «КазАгро» ведут работу по развитию корпоративного управления в дочерних компаниях, что положительно отражается и на уровне раскрытия информации. Учитывая размер этих холдингов и их влияние на экономику, развитие прозрачности таких структур становится важным сдвигом для всего корпоративного сектора.

Еще одной относительно преуспевающей группой являются листинговые компании. 41 компания в списке имеет листинг на KASE и 33 из них – в верхней части списка. Хотя казахстанские биржевые регуляторы еще не слишком строги в плане раскрытия информации, их работа уже привела к явному повышению открытости многих представителей бизнеса из разных отраслей. Развитие рынка ценных бумаг вкупе с ростом числа эмитентов можно также рассматривать как фактор повышения прозрачности казахстанского бизнеса.

Среди тех, кто оказался в числе аутсайдеров, – казахстанские банки. Что довольно удивительно и заслуживает внимания, поскольку финансовые институты имеют значительное мультипликативное влияние на экономику. И после кризисного периода в мировой экономике это одна из первых категорий бизнеса, от которой ожидают максимальной прозрачности деятельности. В рейтинг были включены 12 средних и крупных коммерческих банка, их средняя позиция в рейтинге – 37-я, а средняя оценка 4,39 балла по 10-балльной шкале. Максимальная позиция у лидера – 24-я в списке. Особенно слабы казахстанские банки оказались в освещении вопросов корпоративного управления и устойчивого развития.

При составлении рейтинга для бенчмаркинга были оценены также 10 зарубежных компаний, имеющих листинг в Лондоне и отличающихся хорошем уровнем раскрытия информации. Они все по нашей методике получили оценку выше 9 баллов. В то время как среди казахстанских компаний только одна получила оценку выше 8 баллов.

Уровень 7–8 баллов по нашей методике может быть достижим без существенных усилий, при условии, что в компании достаточный уровень корпоративного управления. Уровень свыше 8 баллов требует внедрения принципа прозрачности как базовой ценности ведения бизнеса, а также высоких навыков обработки и презентации информации – это тот уровень, который пока для казахстанских компаний остается достаточно сложным.

Как говорить про корпоративное управление?

Недостаточное раскрытие информации в области корпоративного управления может скрывать риски неэффективного менеджмента и неэтичных или противозаконных практик. Даже если корпоративное управление в компании находится на должном уровне, слабое обеспечение прозрачности может создавать впечатление, что компания пытается скрыть свои изъяны.

Большинство рассматриваемых компаний готовы представить состав топ-менеджмента – у 66% компаний мы смогли найти эту информацию. Однако почти никто не описывает должным образом роль органов управления в системе принятия решения. В годовых отчетах компаний из списка FTSE-100, которые использовались для сравнения, как правило, можно найти достаточно четкое пояснение к тому, какая задача стоит перед советом директоров и какую роль исполняют отдельные его члены, такие как независимые директора или исполнительный директор. Казахстанские компании зачастую ограничиваются сухой выжимкой из корпоративных положений о совете директоров, если вообще уделяют внимание этому вопросу.

Отдельно стоит упомянуть и то, что казахстанские компании очень мало внимания уделяют независимым директорам и редко рассказывают, как была подтверждена независимость директоров, а также как проводился их отбор и назначение и т. п.

Роль независимого директора в совете директоров является критически важной, поскольку в число задач независимого директора входит защита интересов миноритарных акционеров и широкого круга заинтересованных сторон. Именно независимый директор создает противовес мажоритарным акционерам в процессе принятия решений. Только 6% компаний должным образом раскрыли информацию о независимости директоров.

С умеренным успехом освещается и работа органов управления. 36% компаний уделили внимание этому вопросу.

Самым слабым местом в раскрытии вопросов корпоративного управления казахстанских компаний остается вознаграждение руководства. Среди крупных зарубежных регуляторов уже стало нормой требовать отдельный подробный отчет о вознаграждении высшего менедж­мента. Иногда этот документ включается в годовой отчет, но нередко публикуется отдельно и занимает в среднем около 10 страниц. В этом документе подробно освещается политика вознаграждения высших органов управления (исполнительных и неисполнительных директоров), суммы вознаграждения каждого из директоров и указание на то, как этот размер вознаграждения был определен (например, от каких ключевых показателей зависят бонусы и были ли достигнуты показатели в отчетном году).

78% компаний в нашем рейтинге предпочли ни в каком виде не раскрывать вознаграждение руководства. 19% раскрыли эту тему частично, представив либо общую сумму вознаграждения руководства, либо даже поименно, но в очень сжатой форме. Особенно редко раскрывается вознаграждение правления.

Важной информацией в области корпоративного управления является также оценка топ-менеджмента. Казахстанские компании только последние пару лет стали уделять внимание этому вопросу, и в основном такую информацию раскрывают те организации, которые действительно ведут работу в области развития корпоративного управления. Только 13% компаний полностью или частично сказали о том, что была проведена оценка работы высших органов управления.

Стейкхолдеры сегодня уделяют довольно большое внимание этике и нормам поведения в компании, поскольку эта информация показывает, каких ценностей придерживается компания, и говорит о том, насколько продуктивными могут быть отношения с ней. В то время как кодекс корпоративной этики/поведения встречается нередко (35% казахстанских компаний его раскрыли), только 7% компаний сказали о том, как контролируется его исполнение.

Слабая работа с механизмом подачи жалоб на неэтичное или неправомочное поведение компании – еще один фактор, негативно влияющий на уровень прозрачности бизнеса. 24% компаний предоставили контакты для подачи жалоб, только 11% полностью описали процесс их рассмотрения и лишь 10% компаний пообещали защиту заявителя.

В период кризиса 2007 года к отчетности многих компаний по всему миру возникла масса вопросов, и прежде всего беспокойство вызывал вопрос: кто и как подтверждал правдивость этих отчетов? Поэтому сегодня освещение сфер внутреннего и внешнего аудита является стандартной практикой при раскрытии информации. От руководства организации ожидают подтверждения независимости внешнего аудитора, а также того, что его честность и объективность никак не были скомпрометированы. Для казахстанского бизнеса, похоже, значение этой информации еще не очевидно. Порядка 5% компаний подтвердили проверку независимости внешнего аудита. 16% раскрыли, как был выбран текущий аудитор, 15% раскрыли применение принципа ротации аудитора и только 11% раскрыли вознаграждение аудитора за неаудиторские услуги и объяснили свою политику по этому вопросу. Более 70% компаний не раскрыли практически никакой информации о подходах к работе с внешним аудитором.

На наш взгляд, недостатки, связанные со слабым раскрытием информации в указанных облас­тях, связаны в первую очередь с невысоким уровнем корпоративного управления в большинстве компаний, вошедших в список. Среди лидеров рейтинга по уровню прозрачности преобладают компании, которые предпринимают видимые шаги в области развития системы принятия решений: у них появляется информация, которую можно раскрыть, как и понимание того, что это нужно сделать.

Что такое устойчивое развитие?

Устойчивое развитие – это взаимодействие компании с ее окружающей средой в широком понимании этого термина. Компания, которая внедряет принципы устойчивого развития в свою деятельность, осознает и оценивает свое влияние на экономическую, социальную и экологические сферы и стремится к тому, чтобы это влияние было максимально позитивным.

В эту сферу входит, в частности, освещение вопросов кадровой и социальной политики, охраны окружающей среды, работа с поставщиками и клиентами, инновации, маркетинг, управление экономическим воздействием и др.

Одним из важнейших принципов раскрытия такой информации является принцип существенности. Попытки подготовить отчет сразу обо всем, не следуя принципу существенности, оканчиваются нечитаемыми томами ненужных сведений. В рамках международных стандартов в области устойчивого развития обычно ожидается, что компания выбрала те аспекты своего воздействия на окружающую среду, где ее влияние наиболее значительно, провела работу именно по этим направлениям и затем подготовила по ним раскрытие информации.

Другой важный принцип – вовлечение заинтересованных сторон и раскрытие процесса взаимодействия с ними. Именно на основе этого диалога компания понимает, где ее воздействие является наиболее существенным, и получает возможность учитывать интересы стейкхолдеров при принятии важных решений.

В Казахстане требования к бизнесу в отношении внедрения принципов устойчивого развития только начали развиваться. Но те организации, которые хотят работать с зарубежными инвесторами или партнерами, очень быстро столкнутся с вопросами в этой области уже сегодня. И, конечно, чтобы раскрыть информацию о деятельности в области устойчивого развития, нужно эту деятельность вести и корректировать соответствующим образом свою бизнес-модель и систему принятия решений.

В Казахстане в последние несколько лет получают распространение международные стандарты GRI при раскрытии информации по вопросам в области устойчивого развития. В 2018 году примерно в 17% выпущенных годовых отчетов была отсылка на использование стандартов GRI (в 2017 году – 12%). Очевидно, что организации, которые внедряют в каком-либо виде в свою отчетность стандарты GRI (пусть даже не всегда корректно), показывают явное улучшение в качестве раскрытия нефинансовой информации. Из десяти лидеров рейтинга прозрачности девять компаний готовят годовые отчеты или отчеты об устойчивом развитии при использовании стандартов GRI.

Несмотря на то, что качество раскрытия информации об устойчивом развитии улучшается, в среднем оно еще остается низким. Если у ТОП-10 средняя оценка за раскрытие деятельности в этой сфере составляет 8,27 балла, средняя по всему рейтингу – 2,27 балла. Порядка 20% компаний рассказали о том, как применялся принцип существенности в раскрытии информации. 22% полностью или частично раскрыли процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами. 12% смогли представить понятную и полную систему показателей по существенным экономическим, экологическим и социальным аспектам своей деятельности. Только 19% компаний полностью или частично раскрывают стратегию в области устойчивого развития.

Раскрытие нефинансовой информации по-прежнему является главной проблемой для казахстанских компаний, которую удается решить только отдельным лидерам.

Можно ли все это прочесть?

Основными инструментами раскрытия информации являются корпоративный сайт компании и ее отчеты (финансовый, годовой, об устойчивом развитии и др.). Помимо этого информация может раскрываться на специализированных площадках, таких как Депозитарий финансовой отчетности и Казахстанская фондовая биржа.

Из 100 компаний в рейтинге 90 публикуют финансовую отчетность (это законодательное требование для многих из них), 53 публикуют годовой отчет, 25 публикуют отчет об устойчивом развитии или его аналог (в некоторых случаях он включен в годовой отчет).

Довольно часто даже если информация раскрыта на сайте компании или в ее отчетах, она отличается слабой структурированностью, сложностью навигации и низким качеством текста и дизайна. Все это усложняет доступ к ответам на вопросы стейкхолдеров и плохо влияет на имидж компании. Низкое качество презентации информации приводит к снижению доверия к ней, и порой это так же плохо, как не раскрывать информацию совсем.

Важно не только раскрыть максимум информации – в этих данных читателю легко потеряться, и он пропустит важные сообщения, которые хотела донести компания, – но и обеспечить ее презентацию. Нередко для этого нужно стремиться не к максимальному раскрытию, а, напротив, к сокращению текс­тов, чтобы выделить главное. Пользователь должен иметь возможность быстро найти ответы на свои вопросы и получить их в понятной лаконичной форме. И это будет следующий уровень развития прозрачности для казахстанских компаний.